РУССКОЕ КАРТОЧНОЕ ОБЩЕСТВО

 

ГЛАВНАЯ НОВОСТИ   ЧЛЕНЫ РКО ГАЛЕРЕЯ МУЗЕИ ИСТОРИЯ КАРТ ПОЧТА ССЫЛКИ english


КОЛЛЕКЦИЯ ИГРАЛЬНЫХ КАРТ
В ИВАНОВСКОМ ОБЛАСТНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ
 
Ивановский областной художественный музей (ИОХМ) обладает редким по полноте и разнообразию собранием игральных карт. Оно включает более 180 карточных колод XVII - XX веков: карты игральные, учебные, гадальные, пасьянсные, детские, дорожные - всего около 7 тысяч единиц. В коллекции представлены карты России, Америки, стран Западной Европы и Востока. Главным образом, это карты из уникального собрания иваново-вознесенского фабриканта и почетного гражданина города, купца I гильдии, мецената и коллекционера Дмитрия Геннадьевича Бурылина (1852 - 1924).
     Коллекция поступила в Ивановский областной художественный музей в 1961 году из Ивановского краеведческого музея. Она представляла несколько десятков хаотично сгруппированных колод, в большинстве своем без указания датировки и региональной принадлежности. Официальное отношение к картам и азартным играм в советский период отнюдь не способствовало изучению коллекции. Долгое время она представлялась не имеющей научной значимости и потому была не востребована.
     Собрание игральных карт привлекло внимание музейных работников в 1994 году. Тема исследования актуальна, поскольку карты своеобразно отражают бытовую, стилистическую, досуговую культуру своего времени. Игра в карты - неотъемлемый атрибут истории быта различных народов. Со времени появления карт вокруг них развился целый мир культуры, который вобрал в себя не только сами карточные колоды, но и многочисленные предметы - принадлежности для игры, художественное стекло, фарфор, мебель. Являясь одной из разновидностей прикладной графики, карты дают возможность ознакомиться с достижениями типографского искусства прошлого. Для изготовления карточных колод изобретались и использовались новые виды печатной техники: от ксилографии в XV веке до современной офсетной печати. Тема карточной игры ярко отразилась в изобразительном искусстве, музыке, литературе. На протяжении семи веков в Европе и двух - в России художники, разрабатывая сюжеты для игральных карт, использовали характерные стилевые приемы той или иной эпохи. Поэтому карты, наряду с другими произведениями изобразительного искусства, следует рассматривать в контексте развития мирового художественного процесса.
     Атрибуция коллекции велась на протяжении ряда лет по нескольким направлениям. Был привлечен широкий круг источников и специальной литературы. Определенную помощь в установлении датировок оказали научные сотрудники Эрмитажа и Русского музея. Карточные колоды систематизировались по времени и месту производства, назначению, технике изготовления. Были использованы консультации специалистов со знанием итальянского, французского, немецкого, китайского, японского языков.
    Проведенные исследования послужили основой для выставок "Игральные карты в русской культуре XVIII - XX веков" в Ярославском художественном музее и, "Тройка, семерка, туз" в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО в Москве и в других музеях страны. Тема перспективна: созданы печатный каталог коллекции карт ИОХМ, а так же компьютерная версия каталога для Интернета. В дальнейшем планируется изучение истории формирования коллекции игральных карт, поиск документов и материалов, относящихся к собирательской деятельности Д. Г. Бурылина, а также продолжение комплектования коллекции и осуществление художественных проектов, связанных с темой карт и карточной игры.
     Изобретение карт чаще всего связывают с Китаем, где они появились в VIII веке н.э., в эпоху правления Тяньской династии. Ряд историков считает, что в Европе карты стали известны в Х веке в результате вторжения сарацинов. По другой версии, игральные карты появляются со времени крестовых походов, в конце XIII столетия. Существует также мнение, что в XIV веке малоизвестный живописец Жикомин Грингонер изобрел карты для развлечений умалишенного французского короля Карла VI.
     Первые европейские карты рисовались непосредственно художником и стоили очень дорого. С изобретением резцовой гравюры и ксилографии производство карт принимает более широкие размеры. Иногда цветной рисунок наносился на гравюру акварелью от руки, либо при помощи трафарета. В XIX веке карты стали печатать на фабриках литографским способом.
      В Россию карты были завезены на рубеже XVI - XVII столетий и распространились довольно быстро. Из законодательных памятников впервые упоминает о картах Уложение 1649 года. В течение ста с лишним лет карточные игры в России преследовались законом, причем игроки подвергались весьма строгим наказаниям. В 1761 году последовало правительственное установление о разделении игр на запрещенные (азартные) и разрешенные (коммерческие). В первых выигрыш зависел от слепого случая, вторые требовали от играющего известного искусства и расчета.
      Первоначально в России играли картами французского и немецкого производства и только с конца XVIII века стали печатать собственные колоды. Первые карты были довольно слабого качества. Несколько подобных образцов, выполненных в технике ксилографии, сохранились в музейном собрании. Они представляют собой так называемые "одноголовые" фигуры с персонажами в полный рост. В начале XIX века в России, вслед за Италией и Францией, распространилась выделка "в полкарты", и фигуры обретают привычное ныне зеркальное поясное изображение.
     В 1817 году при Александровской мануфактуре близ Петербурга была открыта карточная фабрика, получившая монопольное право на производство отечественных карт. Клеймо фабрики изображало пеликана, кормящего птенцов мясом своего сердца. Надпись по кругу сообщала: "себя не жалея, питает птенцов". Этот аллегорический знак указывал, что прибыли монополии шли исключительно на содержание Императорских воспитательных домов, т.е. на благотворительные цели.
     В первой половине XIX века в моду входит карточная игра тарок. Среди экспонатов музейной коллекции - колоды русского и западноевропейского происхождения, с большим разнообразием тем и сюжетов тарока: охота, бытовые и галантные сцены, виды городов, исторические лица и события, карикатуры. Предшественником этой игры послужили известные с 15 века карты Таро, в основе которых заложена философская модель вселенной. Они наделены мистическим смыслом, открывают тайное значение символов, связаны с темой масонства. В Россию эти карты проникают на ру-беже 18-19 веков. В музейной коллекции - несколько образцов колод Таро русского и итальянского производства.
     В 1860-х годах ассортимент карт, выпускаемых в России, значительно расширился. Появляются карты глазетные (для публики и отдельно для "Высочайшего двора"), атласные первого и второго сорта, иллюминированные золотом, золотообрезные, отборные, а также карты различных размеров - путевые, пасьянсные, игрушеч-ные. В собрании музея представлены 15 колод карт-малюток, размер одной из кото-рых уникален - менее 1 сантиметра.
     Издавалось множество карт для гадания, представленных в коллекции ведущими типографиями Петербурга, Москвы, Киева. Присутствие таких оригинальных карт, как "Гадальные карты знаменитого профессора Сведенборга", детский гранд-пасьянс с пословицами и поговорками, карты с использованием лубочных мотивов подчеркивают ценность музейного собрания.
     Часто карты использовались для обучения различным наукам. В качестве примера из музейной коллекции можно назвать "Географические карты России с изображением гербов, костюмов и назначением верст от двух столиц для пользования юношества, сочиненные Константином Грибановым", вышедшие в середине столетия. В них наряду с картами перечисляются основные города и даются изображения гербов всех русских губерний, представителей народов в национальных костюмах. Образцом для них послужили более ранние карты, выпускаемые в Европе "Для обучения молодых людей обоих полов". Музейное собрание располагает целым рядом подобных познавательных карт французского и немецкого происхождения: с гравированными изображениями различных аллегорий, со сведениями по истории, ботанике, музыке, ас-трономии, греческой мифологии и т.д.
     Особое место в русской части собрания занимает детская азбука "Крики Петербурга", изданная в 1850-е гг. Начало подобной азбуке положили цветные иллюст-рации из журнала "Волшебный фонарь или зрелище Санкт-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других ремесленников" (1817). Эта тема удачно повторилась в более массовых изданиях, представляющих набор картинок на плотных карточках: на каждой изображен разносчик и его "крик", соответственно буквам русского алфавита. Дети легко угадывали на цветных картинках тех. кого они ежедневно видели и слышали на улицах.
     Имеющиеся в коллекции карты русского производства XIX столетия позволяют утверждать, что рисунки карт, в частности, изображения фигур являются несколько видоизмененными копиями французских и немецких оригиналов, которые сохраняются на протяжении многих десятилетий. Однако во второй половине XIX - начале XX веков в России появляется большое число карт с новыми изображениями фигур. При карточной фабрике в Петербурге открываются специальные граверные и литографские мастерские, где изготавливаются модели контуров и клише для рисунков на картах.
     Запрет ввозить карты из-за границы, введенный в 1819 году, постепенно был забыт. Иностранные предприятия во второй половине XIX века составляют серьезную конкуренцию Карточной фабрике и частным российским предпринимателям. В повсеместной обиход входят карты, в огромном количестве привозимые из различных стран Западной Европы. В собрании музея представлены колоды из Франции, Германии, Австрии, Италии, Англии, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Чехии, Польши. Среди них - образцы таких известных центров карточного производства, как Альтенбургская и Штральзундская фабрики в Германии, Фердинанда Пятника и Йозефа Глянца в Австрии. Наиболее редким в коллекции ИОХМ являются карты, посвященные жизни Жанны д Арк, карты с гравированными портретами полководцев и правителей государств, участвовавших в Крымской войне 1853 - 1856 гг., с фигурами государей и полководцев стран-членов "Священного Союза".
     Немалый интерес вызывают учебные, гадальные, сатирические карты XIX - начала XX веков. Их отличает изысканный рисунок, безупречное качество исполнения. Фигуры королей, валетов и дам представлены в костюмах различных эпох: Римской империи, готики, Возрождения, XVII века. В коллекции есть карты, специально выпущенные для определенных видов игр: покера, пикета, преферанса.
     В собрании музея - 6 редких колод игральных карт Японии и Китая. На Вос-токе наряду с европейскими играми существуют многочисленные местные разновидности. Восточные карты оформлены изящнее и красочнее европейских, имеют непривычную форму и размер, а также предполагают особые не традиционные правила игры. Коллекция карт Ивановского областного художественного музея представляет значительный интерес для специалистов и широкого круга зрителей.

Более подробно с коллекцией ИОХМ можно ознакомиться
на
сайте Ивановского областного  художественного музея

 

Игральные карты
из коллекции Ивановского
областного художественного музея


 

 
Игральные карты с портретами
монархов и полководцев времен
Крымской войны 1853-1856 гг.

 

Немецкие игральные карты
с традиционными мастями.

 

Восточные игральные карты.

 


 
Игральные карты "Фантазия"
Художник Ж.Кислинг.
Франция, Первая половина 19 века.

 


 
Карикатурные игральные карты.

 



Географические
образовательные карты.
Автор-составитель К.М.Грибанов.
Россия. 1830 год.

 

   

 

RUSSIAN PLAYING-CARDS SOCIETY

 

Hosted by uCoz